ВАЗы, которые не увидишь на дороге

История марки

Да быть такого не может! Каждый уважающий себя автомобилист вдоль и поперек знает все модели Волжского автозавода, узнает их по силуэту и звуку двигателя. Многие из вас, наверняка, именно так и подумали, прочитав заголовок статьи. Но мы готовы с этим поспорить и рассказать о тех ВАЗах, которые действительно почти невозможно встретить на дорогах, потому что автомобили эти либо так и остались концептами, либо выпускались мелкосерийно. Причем, было их так много, что рассказать обо всех в рамках одной статьи вряд ли получится, а потому пройдемся по десяти самым интересным экземплярам.

ВАЗ 21029 (2801). Электрофургон

Это сейчас электромобилями никого не удивишь, а вот в 1970-х в Советском Союзе это была настоящая диковинка, и построил ее именно ВАЗ на базе универсала 2102 в виде двухдверного фургона с гофрированными филенками вместо задних окон. В 1980-1092 годах ВАЗ выпустил пилотную партию из 47 таких машин (с индексом 2801), часть из которых осталась в Тольятти для использования в почтовых нуждах и внутрезаводских целях, а остальная часть отправилась в Украину. Пара электрофургонов работала на запорожском предприятии по ремонту телевизоров «Гарант», еще несколько машин осели в Киеве и Крыму.

Электрофургон ВАЗ 2801, созданный на базе универсала ВАЗ 2102

Электродвигатель мощностью 25 кВт (35 л. с.) питал блок никельцинкових аккумуляторных батарей массой 380 кг. Запас хода автомобиля от подзарядки до подзарядки составлял 130 км. При этом, фургон, способный перевозить 320 кг груза, развивал максимальную скорость 87 км/час. Увы, в силу некоторых экономических и политических причин, в массовое производство электрофургон не пошел. Проект был закрыт.

ВАЗ Э2121 «Крокодил»

Не появись «Крокодил» на свет, возможно, не было бы и «Нивы». Впрочем, от последней «Крокодил» отличается как небо от земли. Это автомобиль с рамой и открытым кузовом, отключаемыми передним и задним мостами, и многими другими интересными особенностями. Всего было собрано два экземпляра «Крокодила».

ВАЗ-Э2121 «Крокодил» - ранний прототип ВАЗ-2121

ВАЗ «Х»

Один из самых загадочных концепт-каров из Тольятти. Доподлинно неизвестно, существовал ли этот 7-местный минивэн вообще. Некоторые историки утверждают, что опытный образец автомобиля был построен в 1990 году, однако больше никакой информации о ВАЗ «Х» нет.

ВАЗ «Х» - загадочный концепт минивэна

ВАЗ-1151 «Гном»

Иного названия этому автомобильчику, пожалуй, и придумать было бы сложно. «Гном» создан на рубеже 1980-1990-х годов группой молодых тольяттинских специалистов с использованием двигателя и прочих агрегатов «Оки». Для запуска в серию этот двухместный малыш с трансформирующимся багажником был сыроват и слишком причудлив. Зато он стал отличной базой для дальнейших экспериментов. Например, на его основе построили электрическую версию, а также «пляжно-городскую модификацию», получившую название «Эльф». Кстати, электрический «Эльф» пользовался большой популярностью у зрителей и участников ралли Монте-Карло в 1996 году.

Lada Gnome - микроавтомобиль созданный на укороченной платформе «Оки»

ВАЗ Рапан

У этого концепта долгая и сложная судьба. Он был задуман как витрина ВАЗовских изобретений (чтобы было, что показать на выставках), несколько раз замораживался и возрождался, пока в 1998 году не изменилось руководство дизайн-центра. Оно-то и приняло решение довести проект до конца. В результате появился 3-дверный однообъемник с электроприводом на передние колеса. Изготовлен автомобиль из эпоксидных панелей, навешенных на металлический каркас. Блок никель-кадмиевых аккумуляторов инженеры расположили под полом, оставив, при этом, возможно установить в передней части кузова обычный ДВС.

Lada Rapan - автомобиль с оригинальным дизайном

Интересно выглядит и остекление «Рапана». Говорят, оно обеспечивает великолепный круговой обзор. Причем, не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, поскольку в крыше «Рапана» есть люк.

Но и это еще не все интересные особенности автомобиля. Отдельных слов заслуживает комбинация приборов, расположенная внутри рулевого колеса. Там же находится и подушка безопасности. Удивительно!

Lada Roadster

Его не должно было быть. В ВАЗовских планах могло значиться что угодно, только не автомобиль в кузове родстер. На рубеже веков российскому автогиганту было не до экспериментов. Однако нашлись в Тольятти энтузиасты, которых идея родстера вдохновила. Причем, самому автогиганту его создание обошлось в копейки, поскольку над проектом работало всего несколько человек, а за основу была взята существовавшая платформа «Калины» (укороченная на 150 мм).

Lada Roadster Concept создан на платформе ещё не запущенного в серийное производство ВАЗ-1118 («Калина»)

Панель приборов для Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла — у ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с «начинкой» взяли от Alfa Romeo GTV, а в головной оптике использовали элементы VW Golf IV.

Lada Roadster на московском автошоу MIMS в 2000 году

Увы, стремительно приближавшийся очередной Московский автосалон не оставил времени на доводку концепта, поэтому автомобиль показали публике таким, как есть – без детальной проработки некоторых элементов. Например, использованную в механизме подъема и опускания крыши червячную передачу так и не смогли (не успели) сделать с требуемыми допусками. Тем не менее, Lada Roadster получился легким (900 кг в снаряженном состоянии) и относительно быстрым – до 100 км/час 2-литровый 106-сильный двигатель разгоняет автомобиль за 9 секунд. Максимальная же скорость равна 200 км/час.

Lada Peter Turbo

Чем дольше смотришь на концепты ВАЗа, тем менее понятно, почему в серийное производство поступают автомобили со столь заурядной внешностью. Ведь могут же в Тольятти рисовать! Взгляните хотя бы на концепт Peter Turbo, созданный в самом начале XXI века. Да, он чересчур радикален, но идеи в него заложены прогрессивные. Особенно с точки зрения аэродинамики.

Стиль концепта Lada Peter Turbo по достоинству оценили все мировые дизайнеры

Когда Lada Peter Turbo впервые показали публике, это было всего лишь макет, без салона, бдез дверей и даже без окон. Чуть позже, в 2000 году в Париже, ВАЗ представил доработанную версию автомобиля, у которого уже были окна и интерьер, но двери по-прежнему не открывались. К слову, торпедо как таковой в салоне тоже не было. Вместо нее россияне установили волнистую поперечину, под которой расположились рулевая колонка и центральная консоль. К сожалению, на этом работы над Peter Turbo были закончены.

Lada C Concept

В 2007 году на автосалоне в Женеве ВАЗ представил совместную с канадской компанией Magna International разработку – Lada C Concept. Теоретически, автомобиль мог пойти в серию и стать для российского автогиганта своеобразным прорывом, но, как всегда, не сложилось.

Lada C Concept - одна из совместных разработок АвтоВАЗ и канадской Magna International

Дизайн концепта рисовали молодые специалисты Департамента технического развития АвтоВАЗа. Они же разработали и новую эмблему Lada, однако на этом российский след в концепте, по сути, заканчивается. Почему? Потому что тормоза для автомобиля были позаимствованы у BMW X5, сиденья установили от VW Golf, руль взяли от Audi, а в центральную консоль интегрировали фольксвагеновскую мультимедийную систему.

На женевском стенде ВАЗа значились и некоторые характеристики концепта: длина — 4208 мм, ширина — 1835 мм, высота — 1548 мм, объем двигателя — 2,0 литра, максимальная скорость — 210 км/час.

Lada Revolution III

Суперкар, как ни странно. Построенная на основе гоночного родстера Revolution, концептуальная версия автомобиля впервые была показана на автосалоне в Париже в 2008 году. Годом позже, уже во Франкфурте, россияне представили дорожно-ходовую версию Revolution III. Прекрасно понимая, что в серию этот автомобиль не пойдет, ВАЗ-овцы, тем не менее, провели ряд тестовых заездов на Нюрбургринге.

Lada Revolution III - революционная новинка от АвтоВАЗа

Суперкар со стальной рамой и пластиковыми кузовными панелями оснащен 2-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом. Выдает силовой агрегат 245 л. с. мощности при 6000 об/мин, благодаря чему автомобиль разгоняется до 100 км/час за 5,9 секунды. Парадоксально, но по своим характеристикам концепт превосходит донорский гоночный Revolution.

Lada X-RAY

История появления этого концепт-кара началась с того, что руководство АвтоВАЗа назначило на должность директора по дизайну хорошо известного в Европе Стива Маттина. За вдохновением Стив не раз ходил в ВАЗовский музей, изучал советскую классику. Анализировал, делал выводы, потом брал в руки карандаш и начинал рисовать. Один эскиз, второй, третий… X-RAY должен был задать вектор совершенно новой философии дизайна ВАЗ, но, в то же время, сохранить едва уловимые намеки на прошлое.

Lada X-RAY - будущее Российского автопрома

Кстати, свое название концепт-кар получил неслучайно. Если переводить его дословно, то x-rays – это рентгеновское излучение. В данном случае это символически указывает на взгляд изнутри на новую концепцию автомобилей Lada. Но такая смысловая нагрузка не единственная. Обратите внимание на то, что пишется название концепта прописными буквами, следовательно, речь идет об аббревиатуре, а образована она от слов recreation, activity и youth – отдых, активность, молодость.

Если вы ждете подробного рассказа о ходовой части Lada X-RAY, мы вынуждены вас огорчить: его не будет. Нельзя сказать про автомобиль, что это муляж, поскольку построен концепт-кар на настоящей платформе, вся его электрика в рабочем состоянии и передвигаться он способен самостоятельно, однако и полноценным автомобилем его не назовешь. Основой для X-RAY послужила «тележка» нынешней Priora, подвеску вообще решили не монтировать, а вместо двигателя внутреннего сгорания под капотом концепта стоит электромотор и восемь свинцово-кислотных аккумуляторов. Быстрее 8 км/ч X-RAY не едет, но этого вполне достаточно, чтобы своим ходом вкатиться в павильон или шоу-рум. Большего пока и не требуется. Кстати, изготавливали концепт-кар вовсе не в Тольятти, как можно было бы предположить, а в итальянском ателье Vercarmodel в пригороде Турина, где в свое время воплощали в реальность Porsche 819 Spyder, Alfa Romeo 4C, Ford Evos и другие концепты.

Интересно, сколько еще опытных, концептуальных и прочих моделей понадобится создать россиянам, чтобы из ворот тольяттинского завода наконец-то начали выходить по-настоящему современные, красивые автомобили, которыми можно было бы гордиться?

01 июля 2013 года. Артем Киселев, InfoCar.ua

Источник: VAZ.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся

0013 AA  

ВАЗ это целая эпоха перед которой тяжело не прослезиться и обязательно надо отдать долг как 1-й машине в семье наших отцов. О ВАЗ 21029 (2801). Электрофургоне читаю в первые за что особое спасибо автору статьи .

ответить   +2
MaxPower  

Я ВАЗ не люблю и не поддерживаю, но статья класс!

ответить   -1
Гость  

Да ты можешь нарисовать хоть супер мега офигенский кузов если его красить без грунта и тулить туда мотор 78 и коробку 75 это корыто никуда не поедет . ВАЗ умер на модели 2108 дальше пошел копипаст 20 лет подряд.

ответить   +1-2
Гость  

как бы там ни было, но лучше бы глаз радовали внешне измененные модели, пусть со старой начинкой, чем до сих пор выпускаемые ВАЗы (2104) и пр.. желать развиваться и сделать хоть шаг для этого хотя бы внешне.. ведь как говорят встречают по одежке, только не у нас почему-то

ответить   +2
Sarkisjan  

Обидно,что пенрспективные разработки ВАЗа не пошли в серию...

ответить   +3
Евгений  

Гляжу я, ребята, на последнее фото, и думаю: да, с машинами нам может не свезло, зато с другими нашими красотами вряд ли кто-то потягаться может

ответить   +2
Igmor  

Ты имеешь в виду худосочную,белую моль на фоне машины?

ответить   -2
logunov  

Ну,брат,не всем по вкусу 100 кг небитого веса с колхозной покраской волос,да и машинку б всю закрыла...Так что я солидарен с Жекой.

ответить   +2
Богдан  

они бы лучше бабки потратили на доведение до ума того что есть а то по 30 лет одни и теж поломки а не страдали фигней типа прототип на будущее...

ответить   -1
Индивидуалист  

Спасибо, это, наверное, одна из самых интересных статей, которые делал Инфокар.

ответить   +3
Александр  

А я поддержу наш автоваз. Довольно инетерсные модели внешне. Что можно сказать, если на ВАЗе уже в 70-е могли выпускать электрокары с теми же характеристиками, которые сейчас у лексусов и фольцев. Понятно, что по ходовке всегда у ваза есть недоработки, но сами идеи позволяют развиваться. Жаль, что руководство ваза не дало развиться хорошим идеям.

ответить   +2
DarkO  

Такие шикарные концепты, а начальство сказало нах и выпустили калину!!! Инициатива наказуема....

ответить   +1-1
mazayaka-san  

По-моему у ВАЗа все не так просто. Надо что-то менять. Реалии жизни ставят это предприятие перед выбором: или дальнейшая утеря позиций на рынке и постепенное загнивание или резкая модернизация производства, выпуск новых моделей, гибкость и быстрота в принятии решений по новым машинам. Поживем - увидим.

ответить   +2
ZEFIR  

Да если не коррупция может и было бы будущее у ваза. А так кум брат сват все сидят и думают не как модифицировать автомобиль а как в очередной раз зделать откат.

ответить   +1-1
Вставай  

Привет. Со многим соглашусь, а со многим нет. Если бы чиновники всех рангов от которых зависит быстрый запуск в производство новых моделей, реагирование и устранение болезненны проблем вновь выпущенного авто то я думаю вазы и зазы в том числе были бы куда красивее внешне и надежнее технически. Китайцы молодцы, а у нас на первом месте у хозяв автозаводов на первом месте прибыль,а недруние критерии,а жаль! оченнь но! За Державу обидно!

ответить   +2
SergV  

Если оградить местный автопром стеной пошлин, то можно еще 20 лет выпускать все тоже ничего не меняя

ответить   +1-1
Гость  

Чесно говоря, очень удевлен, поскольку толятовские автомобили знал и, вроде бы, и ваз до етой стати. Спасибо большое издателю!

ответить   +2
Равиль  

Ещё надо добавить ВАЗ 2103 Универсал (выпущенно 4 шт)

ответить   +2

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся